Счисление пути с помощью инерциальной системы
Развитие и совершенствование авиационной техники обеспечивают возможность включения в состав навигационного оборудования тяжелых вертолетов инерциальных систем навигации. Они позволяют определять следующие навигационные элементы: курс вертолета, путевой угол, путевую скорость, угол сноса, вертикальную скорость, направление и скорость ветра, углы крена и тангажа. Кроме того, инерциальные системы навигации могут использоваться для счисления координат вертолета.
Эти системы автономны и не подвержены воздействию помех. Принцип действия инерциальных навигационных систем (ИНС) основан на измерении ускорений движения вертолета относительно инерциального пространства. Инерциальным (неподвижным) пространством называется пространство, связанное со звездами. Параметры движения (скорости, ускорения) вертолета в инерциальном пространстве называются абсолютными.
Абсолютные ускорения, характеризующие движение вертолета в инерциальном пространстве, состоят из ускорений вертолета относительно Земли и ускорения Земли относительно инерциального пространства. Движение вертолета вследствие вращения Земли известно. Следовательно, зная абсолютные ускорения, можно вычислить ускорения вертолета относительно Земли, а по ним определить навигационные элементы.
Для счисления пути в инерциальной системе регистрируются абсолютные ускорения аУа> аХа по осям выбранной прямоугольной системы координат. Для выделения ускорений, характеризующих перемещение вертолета относительно земной поверхности: ауотн * а*отн специальные устройства определяют поворотные ускорения аУп и аХпУ обусловленные вращением Земли, и учитывают их, используя зависимости: S0th = Se “ ах0тн = аха — ахи-
Измерив эти ускорения, можно затем определить и путевую скорость полета (при нулевой начальной скорости):
(10.9)
w = Vw2y + wl.
При известных составляющих путевой скорости могут быть определены и пройденные расстояния по направлению координатных осей
(ШЛО)
о 0 0
Очевидно, что для определения пространственного положения вертолета (двух координат на поверхности Земли и высоты) необходимо измерять и интегрировать ускорения по трем направлениям.
Результаты измерений и вычислений могут подаваться на индикаторы или в системы, осуществляющие автоматическое управление полетом.
Основными элементами инерциальной системы являются акселерометры и гироскопы. Акселерометры измеряют ускорения движения вертолета. В упрощенном виде акселерометр представляет собой груз массой т, заключенный в корпус и уравновешенный пружинами (рис. 10.11). Груз может перемещаться вдоль оси акселерометра, называемой осью чувствительности акселерометра.
Если акселерометр находится на вертолете, а вертолет будет лететь с ускорением а в направлении оси чувствительности, то в силу первого закона Ньютона груз т сместится от положения равновесия на величину х, пропорциональную действующей силе F, т. е.
x = F/k = ma/k,
где k — коэффициент пропорциональности, зависящий от жесткости пружин.
Поэтому a = kx/m.
Таким образом, определение ускорения вертолета обеспечивается измерением линейного смещения х инерционного груза.
Если смещение груза регистрировать, например, с помощью потенциометра, на выходе будет получено напряжение, пропорциональное ускорению.
Особенностью использования акселерометра является то, что он не различает ускорений от гравитационных и других сил, действующих на вертолет. Если ось чувствительности акселерометра не горизонтальна, то акселерометр будет регистрировать ускорение, состоящее из действительного ускорения движения и составляющей ускорения силы тяжести. Чтобы исключить составляющую ускорения силы тяжести и регистрировать только ускорения, характеризующие движение вертолета, необходимо ось чувствительности акселерометра располагать горизонтально.
Чтобы удержать акселерометр в горизонтальном положении, необходимо создать вертикаль, не возмущаемую ускорениями. Обычные средства — уровни и маятники — для инерциальных систем непригодны, так как при полете с ускорением они отклоняются от направления вертикали. Это приводит к отклонению акселерометра от плоскости горизонта и, следовательно, к ошибкам в измерении ускорений.
Математическим маятником, не подверженным влиянию ускорений и обеспечивающим создание невозмущаемой вертикали, является маятник Шулера с периодом колебаний Т = 84,4 мин. Такой маятник, предварительно приведенный к вертикали, сохраняет равновесие независимо от характера ускорений, действующих на точку его подвеса. Физически маятник Шулера создать невозможно, так как его плечо должно быть равно радиусу Земли. В инерциальных системах его имитируют с помощью гироскопа, на который накладывается момент, пропорциональный угловой скорости вращения вертикали и обратно пропорциональный радиусу Земли.
Для уяснения принципа моделирования невозмущаемой вертикали примем следующие упрощающие предположения: Земля не вращается, имеет форму шара и центральное поле тяготения; вертолет летит по ортодромии на постоянной высоте.
Предположим, что в точке А (рис. 10.12) акселерометр занимает горизонтальное положение. Он жестко связан с гироскопом, ось которого вертикальна. Акселерометр и гироскоп объединены в единое устройство — гироплатформу. При перемещении в точку В главная ось гироскопа сохранит свое положение в инерциальном пространстве, а гироплатформа с акселерометром отклонится от плоскости горизонта на угол ф, равный углу поворота вертикали.
Для сохранения горизонтального положения гироплатформы при перемещении вертолета необходимо к гироскопу приложить внешнюю силу так, чтобы он прецессировал с угловой скоростью, равной угловой скорости поворота вертикали: lconp = dp/dt.
Но угловая скорость поворота вертикали может быть выражена через путевую скорость вертолета: d’j?/dt = W//?, где R — расстояние от центра Земли до вертолета.
В свою очередь, путевая скорость определяется инерциальной системой путем интегрирования ускорения, измеряемого акселерометром.
Тогда
(10.11)
Угол поворота оси ротора гироскопа относительно первоначального положения определится равенством
В результате созданная система, состоящая из акселерометра, гироскопа и интегратора, представляет собой модель маятника, которая сохраняет невозмущаемую вертикаль без привлечения допол
нительной информации. Но для этого необходимо гироплатформу предварительно установить в горизонтальное положение.
На выходе этой системы получаются путевая скорость вертолета и пройденное расстояние.
Такой метод создания невозмущаемой вертикали называется интегральной коррекцией. Он реализуется во всех инерциальных навигационных системах.
Необходимо отметить, что в результате неточной выставки гироплатформы в плоскости горизонта, ошибок акселерометров, гироскопов гироплатформа при работе инерциальной системы не сохраняет горизонтального положения. Поэтому измеряемое акселерометром ускорение не равно фактическому. Зга ошибка приводит к незатухающим во времени колебаниям вертикали с периодом колебания
Следовательно, гироплатформа при работе инерциальной системы колеблется около горизонтального положения с периодом колебаний 84,4 мин, моделируя тем самым маятник Шулера. Для уменьшения погрешностей и возмущений используются точные акселерометры и гироскопы, поэтому колебания гироплатформы невелики и не оказывают существенного влияния .на определение навигационных элементов.